00:07 Уроки изобразительного искусства « Образ Петра у скульптора Э. Фальконе» | |
В мае 2022 года отмечалась славная дата – 350-летие со дня рождения Петра I – великого государственного деятеля, последнего царя Всея Руси и первого Императора Всероссийского, основателя Санкт-Петербурга, прорубившего «окно в Европу», личности выдающейся и противоречивой. 09 ноября 2022 года интересный урок изобразительного искусства был проведен преподавателями Л.В. Плешаковой и Е.А. Ушмайкиной для учащихся, обучающихся в ДШИ им. Н. Гончаровой, по адресу образовательной деятельности п. Пятовский. Была поставлена цель урока. На основе обширного художественного материала об истории создания первого памятника в России – конного монумента Петру I, сформировать у учащихся представление об образе российского правителя конца XVII – начала XVIII вв., приблизить эту историческую фигуру к нашим дням и увидеть в ней живого человека со всеми достоинствами и недостатками. Учащиеся узнали, что до петровской эпохи памятники на российской земле не были широко распространены. А когда Петр привез эту традицию из-за границы, он же сам стал одним из главных героев скульптурных изваяний. Самый известный памятник царю-реформатору – «Медный всадник» в Санкт-Петербурге, был воздвигнут по приказу Екатерины Второй, преклонявшейся перед величием императора. На постаменте надпись «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782». Конная статуя была выполнена французским скульптором Этьеном Фальконе. В нынешнем году исполняется ровно 240 лет, как был открыт этот самый известный памятник Петру Великому. Тогда на открытии монумента, посвященному столетию восшествия Петра I на трон, под гром оркестра с пушечной пальбой был, казалось, весь Петербург: от простого люда до членов царской семьи. А вот его творца, знаменитого скульптора Этьена Фальконе, на торжественную церемонию, увы, так и не пригласили. Преподаватели обратили внимание ребят и сделали совместный анализ образа Петра I, который изображен в динамике, на вздыбленном коне. Змея под копытами лошади императора символизирует победу Петра Великого над его врагами и противниками его реформ. Постамент был задуман скульптором в виде волны, для которого потребовалась огромная каменная глыба высотой 11,2 метра. У Петра живые глаза, волосы красиво уложены в локоны и на них лавровый венок победителя; взгляд пристален, поворот головы энергичен. Горизонтальная складка лба и сдвинутые брови придают лицу суровость. Так же выразителен и медный конь под ним. Был обозначен эпиграф урока, цитата взята из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. Ребята узнали, что гениальность Петра проявлялась не только в его делах, но и в его облике. Петр был не один человек, а «отливок» из нескольких вместе. «У него все необыкновенное: рост необыкновенный, сила необыкновенная, ум необыкновенный. Как администратор, как полководец, он тоже был из ряду вон. И страсти, и жестокость его были необыкновенны. То был отец своего времени, семейством его была вся Россия, её одну он любил, он защищал её, как орел, несущий птенцов своих на крыльях, и выставлял свою грудь против опасности. Без сомнения, Петр у нас единственный». Фальконе был вскоре забыт Екатериной, она его не отблагодарила. Но его отблагодарила Россия, ибо и по сей день великое творение скульптора почитается как один из шедевров XVIII века. «Медный всадник» и сейчас стоит на Сенатской площади в Петербурге. Он так же прекрасен, как и город, в котором жил и строил Россию Петр. Без сомнения, Петр у нас единственный. | |
Просмотров: 241 | |