Есть в Полотняном дивный дом,
Построенный когда-то Гончаровым,
Сегодня души расцветают в нём,
Он служит всем творцам опорой.


История школы

От жизни человеческой, от веков поколений осталось на земле только высокое, доброе и прекрасное имя – Натали…

Её имя носит школа


Благославен и день и час
Когда с теплом родного крова
Впервые каждому из нас
Приходит Пушкинское слово.

Давайте подарим нашим детям самые лучшие на свете краски детства, поможем отыскать дорожку к творчеству, взрастить пока еще робкий росток, имя которому в будущем ТАЛАНТ


Приём заявлений на обучение


_______________
​ ​ ​
​ ​ ​
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​
Решаем вместе
​ ​ ​
​ ​
​ ​
​ ​ ​ ​
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Столкнулись с проблемой — сообщите о ней! ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​
​ ​ ​ ​
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​
​ ​ ​
​ ​

НА  СЛУЖБЕ  ДОБРУ  И   КРАСОТЕ

Поселок Полотняный Завод – удивительное место Калужского края. Около 3-х столетий тому назад для нужд отечественного флота Петр I в своем Указе повелел построить  на этой земле полотняные заводы, основателем которых стал дворянский род Гончаровых. Сегодня название поселка, памятные события воскрешают лишь его историю. Здесь в имении  деда Афанасия Николаевича Гончарова провела свое детство Наталья Николаевна Гончарова – избранница и муза А.С. Пушкина. Поэту довелось дважды посетить Полотняный Завод  и осветить его своим присутствием навсегда.

В конце 19 в.  последнем владельцем усадьбы и фабрики Д.Д. Гончаровым (младшим) был создан Пушкинский рабочий театр, открылась бесплатная народная библиотека. Росла слава Полотняного Завода, как центра промышленности и культуры. Нарком просвещения А.В. Луначарский, будучи  дружен с семьей Гончаровых, писал: «Полотняный Завод  превратился в настоящие  маленькие Афины: концерты, оперные спектакли, литературные вечера, выставки чередовались там, принимая весьма оригинальный и привлекательный характер»…

Во второй  половине 20 столетия  Полотняный Завод продолжает возрождать свои  исторические культурные корни.

Детская музыкальная школа была открыта в поселке  Полотняный  Завод  в 1967 году.  В тот далекий  год   она приняла в свои объятия  20 маленьких  первенцев и раскрыла перед  ними мир красоты  звучащих инструментов:  баяна, аккордеона  и  фортепиано.   Воспитание души ребенка средствами музыки, укрепление веры в свои идеалы – были  основным  педагогическим  кредо  первых школьных преподавателей:   Виктора Григорьевича Гришачева, Татьяны Николаевны Мартыненковой  и  директора  Дмитрия  Ивановича Павловского.  Все было тогда у них – и радость первооткрывателей, и трудности первопроходцев.

Новую страницу в календаре  истории детской музыкальной  школы открыл  директор  Юрий Александрович Штыков. Он возглавлял её пятнадцать лет ( 1977-1992 гг).        Молодой, полный сил и  энергии руководитель и  его сподвижники неуклонно направляли свои усилия на выполнение важнейших задач, связанных с эстетическим воспитанием детей, их музыкальным образованием.  Обладая большими организаторскими способностями и деловыми качествами, Ю.А. Штыков расширил территориально масштабы музыкально – просветительской деятельности школы. Под его руководство перешли:  филиал  детской музыкальной школы №2 г. Калуги,  который находился в поселке Пятовский, филиал в поселке Товарково.    Благодаря  его неутомимым  стараниям  открылся  и  филиал музыкальной школы в д. Жилетово.  Из года в год школа заметно развивалась, менялись методы работы с детьми, открывались новые отделения и классы,  возросло  число учащихся.   В 1990 году  количество  детей в Товарковском  филиале  позволило   преобразовать его  в самостоятельную школу.    

Годы меняли и облик школы в поселке Полотняный Завод.  Изначально она размещалась в небольшом деревянном здании по  адресу:  ул.  Почтовая  д.8 и была самая обыкновенная: маленькая, но по-домашнему уютная.   Уже тогда сложился в ней  неповторимый и незабываемый мир – мир доброты, тепла, уважения и любви.

 

 Школа помнит  и любит своих  преподавателей - ветеранов педагогического труда, находящихся на  заслуженном отдыхе,  благодаря труду и таланту которых развивалось и славилось детское учебное заведение:  Зою Георгиевну Чугунову (),  Анатолия Михайловича Бондарь (),  Юрия Александровича Штыкова (1977-1992 гг.). Гордится  и,  ныне работающими в школе опытными преподавателями:  Натальей  Павловной  Гришиной,  Еленой  Витальевной Прониной, Верой Васильевной Жуковой, Надеждой Ивановной Пиманкиной.  А так же  бывшими её преподавателями, работающими в настоящее время в  других детских  школах искусств: Еленой Александровной Макаровой, Светланой Анатольевной  Пимачёвой, Галиной Михайловной Полуниной, Ириной Эдуардовной Трушиной,  Юрием Леонидовичем Жуковым, Тамарой Евгеньевной Кудряшовой.   Их душевная щедрость, безграничная преданность  своей  профессии и детям, яркая, разносторонняя концертная  деятельность  стали той притягательной силой, которая позвала за собой многих талантливых выпускников школы, продолжить  свое профессиональное музыкальное образование  и   создала невидимую, но прочную нить преемственности поколений.

Каждый год, прожитый школой, становился новым  рубежом в ее истории.      В 1992 году она была реорганизована в детскую школу искусств и размещена в отреставрированном  историческом здании, памятнике архитектуры  XVIII – XIX  вв. – доме Гончаровых,  где  появилась уникальная  образовательная среда, на базе которой теперь   школа растит будущее  поколение.  Жизнь  школы наполнилась новым содержанием.  В ней открылись  и  стали соседствовать  разные отделения: музыкального (фортепиано, баян,  аккордеон, домра, балалайка, гитара), вокально – хорового, хореографического, декоративно – прикладного,  изобразительного искусства   и  общего эстетического развития детей.  

Возглавила  в 1992 году коллектив школы молодой, творческий и инициативный директор -  Пиманкина  Надежда Ивановна. Иными стали масштабы работы преподавателей, неизмеримо возросла насыщенность каждого дня.

Вступая в новую для себя должность и получив от своих коллег кредит доверия, Надежда Ивановна Пиманкина  в своей руководящей  работе  старалась соблюдать два главных принципа - хранить и созидать. Сложное тогда было время.  Девяностые годы рождали и страх, и надежды.  Менялась у всех на глазах страна, другой, непривычной становилась власть в России.  Жизнь порой безжалостно крушила все, погружаясь  в хаос.   Казалось,  что в такой обстановке никакого внимания к культуре и быть не может.    Однако,  было принято решение,    согласно   приказа министерства культуры Российской  Федерации,  на  третьем  этаже отреставрированного дома Гончаровых  разместить  поселковую  детскую школу искусств.  Это был замечательный подарок  жителям  Полотняного Завода, которые   давно заслужили его для своих детей.   - Нам  обещали переселение, и  все  же,  у меня – вспоминает Надежда Ивановна, -  закрадывались сомнения в том, что  в такое  меркантильное  и хаотичное  ко всему  время,  все может обернуться иначе.  И вот тогда, во время личной беседы  главный архитектор и автор проекта реставрации усадьбы Гончаровых  Александр  Алексеевич  Кондратьев внял моим опасениям и   решительно заявил:   - Как бы то ни было, а дом Гончаровых – уже под крышей.  Верю, что не иссякнет вовсе источник финансирования реставрации памятника высокой нравственной ценности. И  обращаясь к прорабу Анатолию Владимировичу Иванову, сказал: - Передай, друг мой, Надежде Ивановне ключи от третьего этажа. Пусть въезжают в свою новую школу да обустраиваются, как следует. В доме Гончаровых  всегда были дети. Одних Пушкиных – четверо. Как только зазвучит здесь ребячий смех, так  и жизнь ключом забьет. А то задохнулись мы от политической  трескотни, от бранной суеты, которая мешает слышать, видеть, понимать.  Ведь мы, оглохшие, должны же когда-то услышать голос истории!

- Много забот, связанных  с переездом  школы  в новое  здание,  тогда свалилось на мои хрупкие плечи, - продолжает Надежда Ивановна, -   Но  я была не одна.  Меня поддерживал  мой коллектив.  Всегда шла навстречу и помогала решить наиболее острые проблемы Глава поселка  Зоя Алексеевна  Усатова.   Очень хотелось всем нам,  чтобы у полотнянозаводских  мальчишек и девчонок  была большая, уютная,  благоустроенная школа.

И в 1993 году  детская школа искусств,  благополучно  заняла третий  этаж   дома  Гончаровых.      Это было событие, которое стало светлым окошком среди – скажем так – не очень  радостных дней нашей действительности.  Дом (третий этаж),  где росла Наталья Гончарова, а впоследствии бывал  Александр Сергеевич Пушкин, отныне стал пристанью детства.  Комнаты, в которых юная Наташа   и   её  сестры овладевали разными науками, в том числе и изящными, отданы были нынешнему подрастающему  поколению по назначению.

Постановлением № 223 от 16 июня 1997 года Губернатора Калужской области  детской школе искусств п. Полотняный Завод  было присвоено имя  Натальи Гончаровой.

С момента  своего основания  школа занимает заметное место в культурной жизни поселка, Дзержинского района и   Калужской  области. Сегодня « ДШИ им.Н.Гончаровой»  — это центр дополнительного предпрофессионального образования детей.  В основной школе и её подразделениях  п. Пятовский,  д.Жилетово  занимается 270 детей.  Около полувекового своего существования она выпустила  более пятисот учащихся.  Репутация школы — результат подвижнического  труда преподавателей, бережно раскрывающих художественные способности своих воспитанников, пробуждающих в детях тягу к искусству, культуре, стремление к самосовершенствованию, воспитывающих в учениках любовь к своей Родине.    Это коллектив единомышленников, ибо доверие, взаимопонимание являются важнейшим  их достоянием.   Давно известно, что  педагогический коллектив – это общность  разнообразных индивидуальностей. И чем ярче каждая индивидуальность, тем сильнее педагогический коллектив.   Общая дружная работа, общие интересы – это важный способ поиска  обогащения  новыми  мыслями,  идеями, коллегиальностью и сотрудничеством.

Постепенно в недрах школы выковывались собственные преподавательские кадры. Многие воспитанники не случайно выбрали в жизни тернистый, но желанный путь служения Музам.   Школа не просто выучила, она воспитала их. В её стенах они впервые познали счастье общения с искусством, трепет творчества.  Здесь   они расправили свои крылья  и  после окончания средних специальных,  высших учебных заведений культуры и искусства  вновь вернулись  в стены родной   Альма Матер,   чтобы поделиться накопленными знаниями, радостью успехов, увериться в  новых дерзновенных  стремлениях.   Это  Инна Валерьевна Соловьева  и Ушмайкина Елизавета Алексеевна-  преподаватели теоретических дисциплин,  Светлана Владимировна  Переборщикова – преподаватель  по классу баяна и концертмейстер,  Нина Викторовна Тихонова – преподаватель  вокала,  Анастасия Евгеньевна Кондратенко – преподаватель  хореографии,  Лариса Владимировна Плешакова – преподаватель  изобразительного  искусства.   Детское увлечение стало делом  их  жизни,  вызвало неизбежную осознанность того бремени, которое берет на себя всякий, кто хочет стать  Учителем.

Гордится школа  и  своими выпускниками.  Сегодня многие  из них успешные музыканты:  Елена  Гришина – закончила  Российскую академию музыки им. Гнесиных по классу  аккордеона,  Лауреат  международных и всероссийских конкурсов исполнителей на народных инструментах;  Дарья Сидоркина  - заканчивает Воронежскую государственную академию  искусств по классу фортепиано.   Учатся в музыкальном колледже -  Елизавета Хахалева,  Татьяна Мариничева.  Станут дизайнерами – Анна Горланова и Дарья Назарова.  Есть  актриса театра – Эльвира Смолькина,   хореограф – Руслана Хафизова.  А  так же  высококвалифицированные  педагоги, воспитатели,  юристы, врачи, экономисты, программисты,  инженеры   и  бизнесмены.

Сегодня в школе   замечательная молодая поросль – теперешние  её  ученики.       Самые талантливые из них становятся победителями международных,  всероссийских,   областных,  районных конкурсов  и фестивалей  в области  детского творчества.   Высоких результатов добиваются    вокальные ансамбли «Акцент» и «Радуга» ;   хореографический ансамбль «Радость». В школе  почти со дня её основания  создан оркестр баянов и аккордеонов, которым  многие годы руководил А.М.Бондарь. В настоящее время этот коллектив занимается под руководством Н.П.Гришиной. В подразделении п. Пятовский успешно руководит детскими  вокальными ансамблями  «Ладомир»  и  «Фантазия» Н.В.Тихонова.

Вырастить талант – конечно, достойная задача, но  столь  же,  важной   считают преподаватели   и формирование массового  «культурного  слоя»,  чтобы для любого ребёнка общение с искусством было естественной потребностью.   На  протяжении многих десятилетий  сохраняют традиционный стиль  работы в Школе преподаватели:  В.В. Жукова, Л.Я. Морозова ( класс фортепиано) ;   Н.П. Гришина, О.В. Рутченко, С.В. Переборщикова (класс баяна и аккордеона); Е.В. Пронина, Н.В. Тихонова (класс вокала); О.А. Лексунина, Н. И. Пиманкина (класс гитары, домры и балалайки); И.В. Соловьева, Н.В. Тихонская (преподаватели теоретических дисциплин); О.К. Авраменко, Л.В. Плешакова (класс изобразительного искусства); Н.А. Соцкая,  М.А. Юдина (класс декоративно-прикладного творчества); А.Е. Кондратенко (класс хореографии). Они   целеустремленно и ежечасно  отдают себя любимому делу.   Их опыт работы подтверждает истину: в процессе обучения искусству, особенно ценна та педагогика, которая проявляет большую заботу о главном – ценностях красоты и духовности учащихся. Ведь богатство эмоционального мира ребёнка происходит от всех Муз – литературы, живописи, музыки, пения, танца.  Это те великие средства и стимулы, которые способствуют открытию, становлению талантов и дарований. Только заложив прочную духовно – нравственную основу, воспитав в детях любовь к окружающему миру и своему Отечеству, можно надёжно обеспечить наше будущее.

В  XXI веке преподаватели школы озабочены не только передачей знаний своим ученикам, но и воспитанием детской души.  Следуя традициям, сохраняя исторические корни поселка, детская школа искусств так направляет свою работу, чтобы быть действенным центром эстетической, духовной, музыкальной, художественной культуры в Полотняном Заводе. Обновляет содержание обучения, умело сочетает разные формы передачи знаний, делает процесс познания искусства интересным и содержательным, укрепляет свой авторитет.  

В школе разработана в рамках дополнительного образования детей и действует просветительная  программа «Пушкиноведение», которая соединила методы пропаганды наследия великого поэта России с живыми, эмоциональными формами искусства.  

За последнее десятилетие у детской школы искусств,  сложился творческий союз с московской  детской литературно -  художественной галереей « Жар-Птица», которую возглавляет Заслуженный работник культуры России Алевтина Петровна Жарова. Учащиеся  отделений изобразительного и декоративно-прикладного  искусства охотно участвуют во всех конкурсах, проводимых галереей.  Рисунки  учащихся Школы  были представлены в экспозиции выставок  в  администрации Президента в Кремле, в Государственной Думе,  в соборном зале храма Христа Спасителя, в  зарубежном культурном центре Кубинского посольства,  на национальных  книжных выставках – ярмарках «Книги-России» г. Москва, на 11 международной конференции «Церковь, семья, школа» в городе Риге,  Латвия…

 «ДШИ им. Н. Гончаровой» п. Полотняный Завод плодотворно сочетает образовательную, воспитательную,  концертную  и выставочную деятельность, активно участвует в общественной  жизни  поселка и района.  В своих интерьерах    организует  выставки профессиональных художников  калужского края.   Предоставляет  сцену для   осуществления    творческого проекта «Возвращение в усадьбу», который вызвал к жизни праздники музыки в русской провинции, значение которых трудно переоценить  в духовно – нравственном воспитании.  У  жителей  поселка,  родителей  и  детей появилась уникальная возможность  в  выходной день интересно  провести свой досуг вместе с семьёй.

МБОУДОД «Детская школа искусств имени  Н.Гончаровой»  сегодня - единый организм, который живёт по законам музыкальной формы,  с импульсивным развитием и  неукротимым движением. Прослеживая почти полувековой пройденный  ею  путь,  можно убедиться в том, что школой  сделано немало добрых дел  на ниве образования и просвещения  в области искусства.  И рано  подводить итоги. Взят лишь большой гармонический аккорд.  Жизненная плодоносная сила   детской школы искусств  в её вечной молодости, в нерасторжимой, бережно хранимой связи богатого опыта прошлых лет с процессами непрестанного обновления.  И до тех пор, пока свет одухотворенной мысли, подвижнического труда озаряет путь преподавателей и учеников к большому искусству, этот путь всегда  будет дорогой в яркое будущее.