23:01 Сказочный портрет |
18 января 2023 г. Еще идут праздничные рождественские дни Нового 2023 года, но дети уже приступили к занятиям в школе после веселых зимних каникул. Продолжается творческий и увлекательный процесс в художественном классе ДШИ им. Н. Гончаровой по адресу образовательной деятельности в п. Пятовский. Преподаватель Плешакова Лариса Владимировна последовательно и терпеливо дает уроки «живописи», «графики» своим ученикам. На этот раз Лариса Владимировна решила познакомить детей с творчеством замечательного русского художника Бориса Кустодиева, с его картинами, отличающимися буйством красок, ярмарочными гуляниями, румяными красавицами. И что эти полотна создал человек, прикованный к инвалидному креслу и ежедневно испытывавший мучительную боль. Сначала художник прославился именно как портретист. Картины у него заказывали все - от простых обывателей до чиновников. Но позже в его работах все больше стал просматриваться бытовой жанр. Мастер с удовольствием изображал жизнь купечества такой, какой её помнил. Когда Борис был маленьким, семья арендовала флигель в доме купца – тогда-то он и подсмотрел все подробности быта. Учащиеся с неподдельным интересом рассматривали выполненный пастелью портрет «Дети в маскарадных костюмах» (1909 г.) На нем с большой любовью изображены дети художника Кирилл и Ирина. Как весело было в их квартире на новогодней елке. Всегда было много гостей. Устраивались костюмированные вечера. К одному из них мама, Юлия Евстафьевна, сшила детям костюмы в стиле XVIII века. Вот в этих одеждах и галантных позах они изображены на портрете. В беседе с учениками преподаватель призывает их согласиться с тем, что самые интересные сказки для детей те, где есть превращение героев: Лебедь обернется Царевной, забитая маленькая Золушка станет самой прекрасной девушкой королевства. Но в сказке мы видим воображением,- поясняет Лариса Владимировна, а вот в изобразительном искусстве – глазами. Именно видишь одно из самых чудесных превращений: как графика становится живописью. И это чудо открывает нам именно пастель. Действительно, маленькие невзаправдашние принц и принцесса являют собой зрелище трогательное и живопись – сверкающую, красочную с «мазками» - короткими, протянутыми, мелкими и крупными. Из этих «мазков» возникло платье на кринолине с оборками и бантами, они – в кружевах манжет и жабо, их можно видеть в драпировках портьер, блестящих полах, в дальних планах обширной гостиной: диван, скульптура, часть картины. Они мягко ложатся широкими бликами на парички детей, они в нежном прикосновении вызывают к жизни милые головки бесхитростных героев. Девочка с ясными голубыми глазами и бесконечно трогательной улыбкой – в сущности, совсем крошка. Поэтому рядом с ней тоже маленький мальчик, конечно, чувствует себя взрослым и по-своему уверенным: он с нежностью брата наблюдает, как послушно, с каким удовольствием его «дама» выполняет правила маскарадной игры, а потому старается по правилам держать веер в смешном детском кулачке. Вот так, - говорит Лариса Владимировна, обращаясь к ребятам, - золотистые и голубые краски начали свое превращение в Живопись, они уже набрали сочность, сияние цвета, осветив им детство как сказку, они уже заговорили на языке живописи (языком мазков). Они сохранили картине шершаво-бархатистую поверхность и свое изящество – неповторимый союз суховатого «мазка» и широкой «живописной» линии. Они… замерли на самой границе двух искусств, соединяя их воедино. Поэтому, пастельный портрет можно отнести и к живописи, и к графике, а точнее, - он сам по себе – большое чудо, который принадлежит блестящим проявлениям живописного мастерства Борису Кустодиеву, в истории русского искусства крупнейшему живописцу. |
Категория: Прошлое в настоящем | Просмотров: 334 | |