11:57 ХАУШКА ФОЛЬКЕР БЕРТЕЛЬМАНН |
11 июля 2014 г. в рамках творческого проекта «Возвращение в усадьбу» в детской школе искусств имени Н. Гончаровой состоялся необычный концерт немецкого композитора и пианиста Фолькера Бертельманн, скрывающегося за причудливым для русского слуха псевдонимом Хаушка. Любителям фортепианной музыки пришлись по вкусу многочисленные эксперименты этого дюссельдорфского композитора с подготовленным роялем. Для того чтобы инструмент зазвучал «по-новому», Фолькер Бертельманн подкладывал внутрь инструмента всевозможные посторонние предметы – от болтиков, бумажек до шариков для пинг-понга и крышек от бутылок. Он склеивал струны рояля скотчем, обматывал их фольгой, в результате создавалось ощущение, что звучит «маленький дребезжащий оркестр»! Хаушка нередко ассоциируют с неоклассической сценой, но он чувствует себя в этом контексте вполне комфортно. Избегая чрезмерной драматизации, пианист обращался с гармониями деликатно: в его работах нередко преобладали игриво-мажорные настроения, переливчатые полутона и нетривиальные сюжетные линии. Хотя основным инструментом Хаушки неизменно остается рояль, музыкант из раза в раз бесхитростно модифицировал его, извлекая не самые типичные звуки. Используя технологию препарированного фортепьяно, известную еще со времен Сати (а несколько поздней — Кейджа), Хаушка то и дело экспериментировал со струнами инструмента, подкладывая под них инородные элементы. Из беседы с Хаюшка, посредством переводчика узнали, что первым, кто подобным образом "залез в душу к роялю", был композитор Эрик Сати и заручившись поддержкой синтезатора, драм-машины, семплированных струнных и духовых, Хаушка продолжает дело знаменитого француза своими короткими медитативными балладами, в которых чувствуется влияние Гласса, Райха и Пярта. Чувственная, минималистическая музыка, исполняемая немецким музыкантом,- это синтез классической музыки и современной. Но в любом случае, это все не так важно, ибо музыкальные эксперименты Фолькера Бертельманна надо услышать своими ушами, чтобы понять, как они прекрасны. Классические пианисты наверняка покраснели бы от такого кощунственного обращения с инструментом, но музыка должна и может двигаться вперед только благодаря таким эксперементаторам, как наш гость Фолькер Бертельманн.
|
Категория: Возвращение в усадьбу | Просмотров: 949 | |