14:36 Образ Петра 1 в гравюре | |
24 декабря 2022 г. дети и преподаватели МБОУДО «ДШИ им. Н. Гончаровой» побывали в музее-заповеднике «Полотняный Завод» на интересной выставке «Образ Петра I в иллюстрациях к произведениям А.С. Пушкина» из фондов Калужского объединенного музея-заповедника. Узнали, что представляет собой гравюра в изобразительном искусстве. Это печатная форма. В переводе с французского означает «вырезать», то есть это отпечаток рисунка. Она бывает на дереве, картоне, линолеуме, металле, пластике. А так же кто такой гравер - это художник, создающий графические произведения посредством изготовления печатной формы. Всех присутствующих на выставке увлек рассказ экскурсовода о художественном процессе создания гравюры. Это когда мастер наносит на доску предварительное изображение, затем с помощью специальных инструментов вырезает его. После он покрывает поверхность краской и отправляет пластину под пресс. Рисунок отпечатывается на бумаге – такой оттиск называется эстампом. И каждый из оттисков с одной доски гравера считается авторским оригинальным произведением. Такой вид графического искусства появился значительно позже живописи и скульптуры. Возникновение гравюры на дереве было связано с производством набойки по ткани, а гравюры на металле — с ювелирным искусством. Эстампы распространились в Европе с появлением книгопечатания: на доске для оттиска мастера вырезали буквы и иллюстрации. В XV—XVI веках гравюра стала самостоятельным жанром, к ней обращались известные художники, например Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах Старший. В XVIII веке гравюры были очень популярны: их печатали отдельными листами, они выходили в альбомах, ими украшали интерьеры. В России гравюрами оформляли книги во времена Ивана Грозного. Эстампы вошли в моду при Петре I: царь видел их как средство просвещения и образования. Он приглашал в страну европейских мастеров, которые обучали русских граверов. В XVIII веке на эстампах изображали батальные сцены, портреты, виды Петербурга. В XVIII—XIX веках мастера гравировали на деревянных досках лубочные картинки: это был быстрый и недорогой способ создания сразу множества отпечатков. Контур изображения и текст лубков печатали черно-белыми, а затем раскрашивали листки вручную. На рубеже XIX—XX веков у художников стала популярна гравюра на металле: они повторяли свои живописные произведения или создавали самостоятельные эстампы. Одним из выдающихся русских графиков того времени был Владимир Фаворский. В технике гравюры на дереве он создавал иллюстрации к произведениям Александра Пушкина. В XX веке появились новые материалы, и возникла линогравюра — оттиски с линолеума. В наши дни, художники по-прежнему обращаются к технике гравюры. Создают их, как из современных материалов – пластика и оргстекла, так и из традиционных – дерева и металла. | |
Просмотров: 236 | |