15:57 Чтение – вот лучшее учение! |
Выставка одного предмета «Образ читающего человека в советском фарфоре», посвященная Всемирному дню книг и авторского права, проходила 22 апреля 2024 года в «ДШИ им. Н. Гончаровой» п. Полотняный Завод. Этот праздник был учрежден ЮНЕСКО в 1995 году. В июле 1822 года А.С. Пушкин в письме к брату Льву отмечает: «Чтение – вот лучшее учение – знаю, что теперь не то у тебя на уме, но все к лучшему». Часть этой фразы возьмет на вооружение советская пропаганда и сделает ее лозунгом, руководством к действию по ликвидации безграмотности. До того, как фарфор стал обязательным элементом убранства советской квартиры, художественная промышленность откликнулась на запрос общества продемонстрировать новую особенность массовой культуры в произведениях тиражного искусства. Образ читающей школьницы представили широкой публике мастера Кунгурской артели инвалидов, небольшого завода гипсовых изделий недалеко от города Пермь. Гипсовые статуэтки были не столь изящны и изысканы как фарфоровые произведения, но их любили за дешевизну и понятные сюжеты. Фигурка школьницы с книгой рассказывала современникам и о введении в конце 1940-х годов школьной формы, напоминающей гимназическое платье XIX века (шерстяное платье и белый фартук), и о значении литературного чтения в программе советской школы. Действительно из всех видов искусств именно литература воспринималась больше, чем искусство. Она была одним из важнейших предметов школьной программы. Уже во второй половине 1950-х годов на смену несколько неуклюжим гипсовым фигуркам придет фарфор, и элитарное в недавнем прошлом искусство интерьерной фарфоровой пластики станет доступно многим, а книга будет ее непременным атрибутом. Образы читающих детей и взрослых станут одним из популярных сюжетов на Ленинградском фарфоровом заводе. Скульптор Софья Велихова создает ставшую классической фигурку «Ленин в детстве». Вождь пролетарской революции взрослел вместе с юными жителями Страны Советов. На уроках литературы все дети тогда читали рассказы о маленьком Володе Ульянове. В этот ряд близкого и понятного ребенку образа будущего вождя вписывалась и статуэтка читающего кудрявого мальчика Володи Ульянова. Фигурка продавалась без росписи – только покрытая белоснежной глазурью, но детали одежды читались на ней довольно отчетливо, и эта одежда напоминала ту, которую носили миллионы советских мальчишек – рубашка, штанишки до колена, ботинки. Для того чтобы огромная страна читала, интерес к чтению нужно было прививать с самого детства, а потому выпуску литературы для детей уделялось особенно большое внимание. К сожалению, конец XX века принес не только расширение ассортимента книг, увеличение доли коммерческих изданий, но и снижение общего интереса к чтению на фоне появления сетевых развлечений. Однако произведения интерьерной фарфоровой пластики середины XX столетия по-прежнему сохраняют высокий пафос читательской культуры, которая продолжает оставаться частью культурного кода, признававшего книгу серьезным инструментом воспитания и развития. Обо всем этом поведала ученикам нашей школы искусств, преподаватель истории изобразительного искусства Инна Валерьевна Соловьева.
|
Категория: Прошлое в настоящем | Просмотров: 87 | |